МИОО   контакты карта сайта  
новости кафедра оот открытые образовательные технологии словарь статьи контакт поиск

Курсы 2008-2009

Школы 2008-2009


РАСПИСАНИЕ

август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль




Открытые образовательные технологии

Открытые образовательные технологии имеют хорошие данные, чтобы стать связующим звеном между двумя способами обучения: традиционным и личностно-ориентированным. Они построены по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии. Однако мы можем использовать только отдельные приемы, инструменты, части урока. Они хорошо сочетаются со всеми технологиями, используемыми учителями (заметим, что с технологиями развивающего обучения интеграция идет гораздо эффективнее).

Открытые образовательные технологии надпредметны. Опыт работы многих учителей-предметников показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах. Быстрее осваивают их учителя литературы, истории, иностранного языка.

Те же инструменты и приемы технологий открытого образования, которые мы использовали в обучении, можно применять и в административной работе и получить на нашей схеме новое внешнее кольцо внедрения технологий открытого образования в административную работу.




1. Технология «ПОРТФОЛИО»
2. Технология «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
3. Технология «ДЕБАТЫ»
4. Технология «КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО»
5. Технология «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ»
6. Технология «ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
7. Технология «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ»
8. Технология «КЕЙС»
9. Технология «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »(ТСКО)
10. Технология «ТЬЮТОРСТВО»
11. Технология «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОДАГАНИЕ»
12. Технология «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ»
13. Технология «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД»
14. Технология «МОДЕРАЦИЯ»





Технология «Портфолио»
(портфель)


Портфель помогает учащимся осознавать проблемы,
которые возникают в учебной деятельности, находить пути
их решения и ставить свои индивидуальные цели обучения.
Для учащегося – это организатор его учебной деятельности.
Учебная деятельность представлена в Портфеле в
задокументированном виде, что делает ее прозрачной
и доступной для постоянного анализа как с позиций
учителя, так с позиции учащегося.

Е.Н. Овчинникова, эксперт Европейского комитета Международной Ассоциации Чтения


Термин «portfolio» был заимствован педагогикой из политики и бизнеса.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Педагогическая идея портфолио предполагает:

    • смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
    • интеграцию количественной и качественной оценок;
    • доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
    • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
    • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
    • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
    • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
    • содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
    • создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
      • портфолио документов;
      • портфолио достижений;
      • рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:

    • Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
    • Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).
    • Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Создание единых европейский образцов портфолио, например «Европейский языковой портфолио», принятый советом Европы, соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.


Презентация технологии «ПОРТФОЛИО»
Преподаватели технологии «ПОРТФОЛИО»
Раздаточный материал по теме "ПОРТФОЛИО"
Уроки в технологии "ПОРТФОЛИО"
Глоссарий




Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Основное назначение дебатов – обогатить ваше
образование и одновременно доставить удовольствие.
Поэтому первое предназначение игры – обучение. Иными
словами, обучение имеет большее значение, чем победа.
Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы
выиграть, то вы поставили неправильную цель.

Что такое критическое мышление
профессор Дэвид Клустер,
доброволец программы РКМЧП
в Чешской Республике и Республике Армения
газета «Русский язык», 2002, № 29




     
Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Базовая модель технологии.

  • ВЫЗОВ                                         (evocation)
  • актуализация и  обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение ученика к активной деятельности.
  • ОСМЫСЛЕНИЕ                         (REALIZATION OF MEANING)
  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • отслеживание процесса познания и  собственного понимания.
  • РАЗМЫШЛЕНИЯ                     (REFLECTION)
  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Презентация технологии «РКМЧП»
Преподаватели технологии «РКМЧП»
Раздаточный материал по теме "РКМЧП"
Уроки в технологии "РКМЧП"
Глоссарий

 

Технология «Дебаты»

 

Основное назначение дебатов – обогатить ваше образование и одновременно доставить удовольствие. Поэтому первое предназначение игры – обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили неправильную цель.

Путеводитель по дебатам

Т.В. Светенко


Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников

В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»

 

Действующие лица

Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).

Этапы работы в технологии «Дебаты»

•  Подготовка

•  Выбор темы.

•  Построение сюжета доказательств

•  Подбор аргументов

•  Собственно дебаты

•  Оглашение позиций (дискуссия)

•  Раунд перекрестных вопросов

•  Судейство

•  Рефлексия

 

Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

•  логического и критического мышления;

•  концентрации на определенной проблеме;

•  организации совместной деятельности;

•  сбора и осмысления разнообразной информации;

•  формирования и отстаивания собственной позиции;

•  публичных выступлений;

•  грамотного диалогического общения и взаимообучения.

 

Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высоко культурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

Презентация технологии «ДЕБАТЫ»
Преподаватели технологии «ДЕБАТЫ»
Раздаточный материал по теме "ДЕБАТЫ"
Уроки в технологии "ДЕБАТЫ"
Глоссарий

 

Технология «Креативное письмо»

 

* * *


Технология «Креативное письмо» ...

Презентация технологии «КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО»
Преподаватели технологии «КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО»
Раздаточный материал по теме "КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО "
Уроки в технологии "КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО "
Глоссарий

 

Метод учебного проекта

Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова.

 

Уильям Херд Килпатрик


Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и затем был перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода учебных проектов лежит концепция прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи). В дальнейшем метод проектов получил подробное освещение в работах У.Х. Килпатрика и Э. Коллингса (США). 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. 25 августа 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», осудившее метод проектов и запретившее его применение в школах СССР.

Слово « project » (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем, в конце XX века проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов (в бизнесе, в журналистике и в других сферах) заметно сгладило исходное техническое значение этого понятия.

Возрождение метода учебных проектов пришлось на 90 годы ХХ века и состоялось в педагогической практике уже Российской Федерации. После долгого забвения метод вновь стал популярен потому, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.

Структуру любого проекта можно представить триадой: замысел – реализация – продукт. В учебном проекте важно акцентировать внимание на этапах целеполагания в начале и рефлексии по окончании работ.

Возможна классификация проектов по:

•  тематическим областям;

•  масштабам деятельности;

•  срокам реализации;

•  количеству исполнителей;

•  важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

•  в определенной степени неповторимы и уникальны;

•  направлены на достижение конкретных целей;

•  ограничены во времени;

•  предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:

•  Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.

•  Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.

•  Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

•  Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Презентация технологии «МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА»
Преподаватели технологии «МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА»

Раздаточный материал по теме "МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА "
Уроки в технологии "МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА "
Глоссарий

 


 

Технология
Учебные исследования учащихся

 

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.

Карл Роджерс


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

•  учатся умению самостоятельно добывать знания;

•  испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

•  развивают навыки самоорганизации;

•  формируют адекватную самооценку;

•  приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

•  осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Структура исследования включает триаду обязательных разделов:

подготовка > проведение > презентация .

В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.

Не существует универсальных педагогических решений, строгих алгоритмов обучения исследовательской деятельности, т.к. она осуществляется в ситуации неопределенности. В предельном случае научного исследования невозможно конкретное целеполагание, исследователь ищет ответ на вопрос, который никому неизвестен. В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен учащемуся, в этом случае особенно важно не подменять исследовательскую деятельность учебной.

Все эти особенности требуют от руководителя исследования профессиональных качеств и способностей, заметно отличающихся от традиционных требований к педагогам: отказа от роли носителя информации, оперативности мышления, умения прогнозировать учебную деятельность учащихся, способности к рефлексии.

Преподаватели при организации исследовательской деятельности учащихся должны:

•  мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;

•  обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.

•  стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.

Важно осознавать, что уровень подготовленности учащихся определяет возможность их включения в исследовательскую деятельность на определенном этапе:

1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.

Необходимо научить учащихся работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может быть доклад на уроке.

2 этап – написание рефератов по теме по выбору.

Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы. Рефераты могут быть представлены на уроках; а лучшие – на специальных конференциях в школе или научном обществе.

3 этап – собственно исследовательская работа учащихся.

Предполагает исследовательский поиск, творчество, возможно, (но не обязательно) практическую значимость работы. Проводится во внеурочное время. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.

Ключевой современной проблемой является дифференциация научного и учебного исследований, что в дальнейшем позволит выработать соответствующий методический арсенал.

Презентация технологии «Учебные исследования учащихся»
Преподаватели технологии «Учебные исследования учащихся»

Раздаточный материал по теме "Учебные исследования учащихся"
Уроки в технологии "Учебные исследования учащихся"
Глоссарий

 




Технология "Дидактический цикл"

 

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.

Карл Роджерс


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «Дидактический цикл»
Преподаватели технологии «Дидактический цикл»
Раздаточный материал по теме "Дидактический цикл "
Уроки в технологии "Дидактический цикл "
Глоссарий

 


 

Технология
"Кейс"

 

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «КЕЙС»
Преподаватели технологии «КЕЙС»
Раздаточный материал по теме "КЕЙС"
Уроки в технологии "КЕЙС"
Глоссарий

 


 

Технология
"Социально-контекстного образования"
(ТСКО)

 

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «ТСКО»
Преподаватели технологии «ТСКО»
Раздаточный материал по теме "ТСКО"
Уроки в технологии "ТСКО"
Глоссарий

 

Технология
"Тьюторство"

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «ТЬЮТОРСТВО»
Преподаватели технологии «ТЬЮТОРСТВО»
Раздаточный материал по теме "ТЬЮТОРСТВО"
Уроки в технологии "ТЬЮТОРСТВО"
Глоссарий

 

Технология
"Педагогическое целеполагание"

 

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»
Преподаватели технологии «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»
Раздаточный материал по теме "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ"
Уроки в технологии "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ"
Глоссарий

 


 

Технология

«Педагогические (творческие, французские) мастерские»

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

•  не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

•  не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

•  не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

•  не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

В поисках ключей к смыслам

Н.И. Белова


«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию « atelie », которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи :

•  личностного саморазвития;

•  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

•  функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

•  культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

•  социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

•  актуализации и систематизации субъективных знаний;

•  объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.

Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так:

Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей v

новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры

 

Принципы и правила ведения мастерской

•  Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

•  Право каждого участника на ошибку.

•  Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

•  Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

•  право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

•  право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

•  право не участвовать на этапе предъявления результата.

•  Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

•  Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

•  диалоги участников мастерской

•  диалоги отдельных групп

•  диалог с самим собой

•  диалог с научным или художественным авторитетом.

•  Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

•  Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.



Презентация технологии «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ»
Преподаватели технологии «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ»

Раздаточный материал по теме "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ"
Уроки в технологии "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ"
Глоссарий

 


 

Технология
"Компетентностный подход"

 

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД»
Преподаватели технологии «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД »
Раздаточный материал по теме "КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД "
Уроки в технологии "КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД "
Глоссарий

 

Технология
"Модерация"

 

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «МОДЕРАЦИЯ»
Преподаватели технологии «МОДЕРАЦИЯ»
Раздаточный материал по теме "МОДЕРАЦИЯ"
Уроки в технологии "МОДЕРАЦИЯ"
Глоссарий

 

Технология
"***"

 

***


Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

 

Презентация технологии «***»
Преподаватели технологии «***»
Раздаточный материал по теме "***"
Уроки в технологии "***"
Глоссарий

 


УРОКИ В ТЕХНОЛОГИЯХ

ПОРТФОЛИО
РКМЧП
ДЕБАТЫ
КРЕТИВНОЕ
ПИСЬМО
УЧЕБНЫЙ
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
УЧАШИХСЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ
ЦИКЛ
ТЬЮТОРСТВО
КЕЙС
ТСКО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ЦЕЛЕПОДАГАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
МАСТЕРСКИЕ


Hosted by uCoz